Skoda Fabia WRC против Skoda Fabia R5, Харри Рованперя против Калле Рованперя — кто быстрее?
Нельзя остановить прогресс — новые автомобили быстрее и способнее старых, точно также как современное молодое поколение людей превосходит старшее в смелости и отваге. Либо нет? Skoda решила выяснить это на собственном испытательном полигоне, поставив старую добрую Fabia WRC против новой и успешной Fabia R5, с водителями с самым большим опытом за рулем — отцом Харри Рованперя и сыном Калле Рованперя. Победитель будет найден по секундомеру!
Финский гонщик Калле Рованперя стал звездой заводской команды Skoda сегодня. Это очень большой скачок для 18-летнего парня, который только в минувшем году дебютировал в сложной серии WRC2. Однако он уже доказал собственное качество в минувшем году, когда финишировал третьим в общем зачете (позади более опытных товарищей по команде Хонзы Копецки и Понтуса Тидеманда), а в текущем году он занимает прекрасное второе место после 2-ух сложных гонок в Монако и Швеции. В действительности, это не так уж поразительно, если взять во внимание, что он начал водить машину, как только взялся за педали (он катался так в возрасте восьми лет!), причем по коварным щебеночным и заснеженным дорогам Финляндии. И особенно под управлением собственного отца Харри, опытного матадора ралли.
В минувшем году Калле набирался опыта в WRC2, в текущем году он уже претендует на титул.
Харри Рованперя сделал успешную карьеру профессионального раллийного гонщика, работая в заводских командах Seat (1997-2000), Peugeot (2001-2004) и Mitsubishi (2005). И хотя он никогда не выигрывал чемпионский титул (Себ Лоеб заказывал его ежегодно), у него была вереница отличных финишей, набирая очки для команды (в конце концов, он обычно был вторым номером команды). Собственно за рулем Fabia WRC в цветах команды Red Bull Skoda он распрощался с собственной карьерой профессионального раллиста в 2006 году, так что это было счастливое воссоединение с собственным бывшим слугой.
Харри Рованперя возвращается на сцену спустя десятилетия
Программа Fabia WRC стала продолжением мускулистой Octavia WRC, на которой команда Skoda Motorsport выступала в высшей лиге с 1999 по 2003 год. В середине прошедшего сезона его уже заменили на Fabia, которая была существенно проворнее благодаря численно меньшим размерам. Армин Шварц, Янне Туохино и Ян Копецки, а еще Микко Хирвонен, Маттиас Экстрём и Колин МакРей по очереди садились за руль. Однако этого было недостаточно для достижения значительного успеха, поэтому фабричная команда Skoda решила закончить программу WRC после сезона 2005 года. Но это не стало концом карьеры Fabia WRC, которая продолжала гоняться в руках частников (Ян Копецки и Франсуа Дюваль) до 2007 года. Его прекрасными финишами были два пятых места Яна Копецкого (Испания 2006 и Германия 2007).
Красиво видеть два гоночных автомобиля друг с другом.
Fabia R5 уже заполняет трофейный шкаф трофеями. Специфика R5, которая основана на третьем поколении популярного маленького хэтчбека, последовала за предыдущей программой S2000 в 2015 году и с той поры, как дорожка для занятий бегом, собирает чемпионаты марки и пилотов. В четырех сезонах четыре командных титула и три титула пилотов (Эсапекка Лаппи 2016, Понтус Тидеманд 2017 и Ян Копецки 2018). Все больше лавров и трофеев собирают частники, гоняясь на Fabia R5 во всем мире — Skoda выпустила уже больше 240 клиентских автомобилей!
На бумажном листе WRC имеет преимущество. Но как обе машины поведут себя на трассе?
Сравнение технологий обоих автомобилей довольно интересно. Тогда как автомобили WRC специально собирались из деталей, изготовленных под заказ, с целью победить любой ценой, специфика R5 требует конкретной доли элементов широкого производства. К примеру, двигатель (1,6 турбо) — это модифицированный EA888 1,8 турбо (турбо от Audi S3), произведенный в Шанхае, КНР. Некоторые детали кузова или фары, к примеру, также считаются стоковыми, но многие иные детали сделаны под заказ и предназначаются для резких гонок. Не обращая внимания на это, Fabia R5 существенно дешевле специализированных моделей WRC — те стоили около 30 миллионов крон, тогда как Fabia R5 можно выбрать всего за 5 миллионов. Логично высказать предположение, что у R5 не должно быть шансов против WRC… А как насчет секундомера?
В действительности, нет ничего удивительного в том, что новый R5 выигрывает у старых WRC — за эти два десятилетия разработки прошли очень большой путь, так что даже больше "медленный" R5 имеет большой перевес над старыми WRC. Харри доказывает это собственными впечатлениями: "Настройки автомобиля на данный момент очень точные, кривая мощности двигателя R5 плавная и читаемая. Вот почему стиль вождения сегодня слегка отличается от того, что было раньше". Разумеется, можно говорить, что Калле лучше держит в руках собственный R5 и находится в полной гоночной форме, но цифры на секундомере были не основное…
Храбрый молодой человек с современным специальным средством победил с большим перевесом. Однако дело было не в этом.
Это была скорее фальшивая кровавая битва, а трогательная встреча. "Я никогда не был так счастлив в собственной жизни", — описал собственные чувства Калле, когда его папа Харри опять сел в собственный раллийный спецавтомобиль и дал ему полный газ. "Когда мой папа принимал участие в гонках, я был еще ребенком, поэтому мало что помню. Было поразительно наблюдать, как мой папа понемногу набирает скорость, сосредотачивается и ускоряется. В конце концов, это было похоже на езду на настоящем ралли. Я был неимоверно счастлив, особенно за него".
Харри превосходно провел время за рулем Fabia WRC после многолетнего перерыва
Харри начал очень медленно после продолжительного 12-летнего перерыва, но быстро вошел в курс дела. "Прошло много лет, к тому же условия сложные и напоминают Монте-Карло. Впрочем после нескольких кругов я начал входить в курс дела, я начал ощущать это. Когда мы в конце концов вышли на старт вовремя, это было особенно приятно", — объяснил он после забега.
Интересно, кто кому передавал опыт на этот раз?
Когда же дело дошло до заездов на определенный период времени, где оба гонщика должны были по очереди быть на пассажирском сиденье (которое не просто так называется "сиденье для дерьма"), у них обоих остались очень разные впечатления. "Я как правило не сажусь на пассажирское сиденье, и мне всегда страшно там сидеть. Но с папой мне было абсолютно не страшно", — признался Калле. "Разумеется, я доверяю Калле, однако он ехал так быстро… Я не ощущал себя плохо, но не могу сказать, что мне это нравилось. Калле сказал, что он едет на 80%, но мне показалось, что скорее на 120%".