У Bugatti есть Ehra-Lessien, у Ferrari — Fiorano, а у Porsche — Weissach. Экспериментальный трек, который предназначен для специализированных автомобилей Porsche, возможно, не имеет такого громкого имени или репутации, однако он породил намного больше культовых автомобилей — от первого Porsche 901 до очень современного 919 Evo.
Находящийся в 18 километрах от штаб-квартиры в Цуффенхаузене, трек построили еще в 1959 году. В то время автомобильный производитель искал способ хорошего (и безопасного) тестирования собственных автомобилей, поскольку автострады стали все менее пригодными для дорожных и особенно гоночных машин. Аэропорт в близлежащем Мальмсхайме не применялся с 1954 года, а экспериментальный трек Volkswagen в Вольфсбурге был опять слишком далеко.
Версия 1972 года трассы Вайсах. В самом центре видно испытательное кольцо для проверки на боковую перегрузку
Однако Герберту Линге, сотруднику автомобильной компании и известному в свое время гонщику, пришла в голову гениальная идея. Линге знал о довольно большом земельном наделе площадью 38 гектаров, простирающемся через его родную деревню Вайсах и частично захватывающем соседнюю деревню Флахт.
Porsche выстроил в стране восходящего солнца частичную копию Нюрбургринга
Porsche выстроил концепт 911 Speedster к собственному дню рождения
Согласно современным источникам, она была очень пересеченной и скалистой, с не очень почвой с черноземом, так что с сельскохозяйственной точки зрения развитие не было бы немалой потерей. Ферри Порше, тогдашнему боссу автомобильного производителя, понравилось это видение, и в 1961 году началось строительство.
Проверки начались 15 октября 1962 года, причем основным прототипом стал первый Porsche 901, такое случилось до того, как Porsche под давлением Peugeot сменил название на 911. Первым гоночным автомобилем, выехавшим на свежеуложенный асфальт Вайсаха, стал Porsche 804, который предназначен для Формулы-1.
Хлопковые струны вместо аэродинамической трубы — наиболее эффективный способ тестирования аэродинамики в 1960-х годах. Здесь изображен Type 908 LH с двигателем типа "плоская восьмерка" и подвижными закрылками на заднем крыле.
Про то, что тестовые автомобили действительно, так сказать, держали трассу за уши, можно судить по испытаниям нового тогда 917 Special в конце 1960-х годов — за 1 день автомобиль проехал по кругу 268 раз, остановившись лишь как то для дозаправки.
Одним из знаменитостей в Вайсахе был некто Хельмут Ботт — парень, который в 1952 году начал работату ассистентом, а через 26 лет дослужился до руководителя отдела разработки гоночных автомобилей. Собственно он стоял за рождением чудовищного 917/10, оборудованного наддувным двигателем Flat-12.
Культовый автомобиль 917 появился на свет в Вайсахе. Рольф Штоммелен готовится к тест-драйву
Поразительно успешным местом для контроля поведения автомобиля на пределе считается испытательное кольцо, где проверяется боковая лишняя поворачиваемость и боковое ускорение, оба из которых имеют важное значение на выходе из поворота. В начале 1980-х годов Porsche тестировал 956 — и его главный дизайнер утверждал, что новый 956 будет даже быстрее, чем могучий 917 в (практически) топовой версии 917/10, не обращая внимания на то, что весит так же, имеет очень узкие шины и, что очень важное, обладает на 200 л.с. низкой мощностью. Очень важным фактором обязана была стать его прекрасная аэродинамика, но Ботт хотел убедиться, что…
Достаточно быстрым водителем Porsche в то время был Штефан Беллоф, выступавший на 956-й машине — и он действительно был быстрее, но все таки не с тем отрывом, который был рассчитывается. И вот пришел черед Петера Фалька, инженера-испытателя и эксперта по трассам в Вайсахе В то время, пристегнуть себя к сиденью Беллофа и объехать тестовую трассу. Фальк обогнул его за 14,4 секунды — рекорд, который до сих пор (!) не превзойден. Норберт Зингер, немецкий уроженец Хеба и важный инженер компании Porsche, позднее дал понять, что этот рекорд, возможно, останется непревзойденным. "Разумеется, современные шины способны выдержать большую боковую перегрузку, но исключительно на короткое время — они не могут выдержать ее в течение 14 секунд".
Type 917/10 выдавал потрясающие для собственного времени 850 конских сил. Автомобили проехали тысячи миль, что, принимая к сведению длину трассы, равносильно буквально сотням резких испытательных кругов. Гоночные автомобили не избежали "вибрационной дороги", которая проверила прочность системы
Трасса в Вайсахе действительно имела несколько длинных прямых и несколько техничных и быстроходных поворотов, однако это не была трасса в истинном смысле этого слова. Собственно более поздний руководитель отдела, Гельмут Ботт, сыграл ключевую роль в строительстве подходящей трассы длиной 2,88 км, проложенной в местности гор равнин Вайсаха. "Когда мы впервые тестировали трек, на нем еще стояли строительные машины. С сегодняшней точки зрения, это было бы частично бездорожьем", — вспоминал позднее Ботт.
Трасса могла быть относительно короткой, но на ней всегда можно было как следует разогнаться — частично это объяснялось набором высоты, вызванным горным рельефом и связанными с ним внезапными падениями и сложными поворотами. "Первые системы ABS здесь выходили из строя довольно постоянно", — признает Фальк спустя десятилетия.
Практически никто верил, что 956-й, имея тот же вес, очень узкие шины и на 200 конских сил меньше, чем 917/1, начнет быстрее 917/1, даже не обращая внимания на отличную аэродинамику.
Гоночные автомобили кружили по трассе буквально тысячи километров, некоторые из них — на отдельных "вибрационных" участках из блоков сделанных из бетона. В то время еще существовала значительная часть природных трасс, на которых чередовались разные покрытия — асфальт, грунтовая дорога, булыжники. Неимоверно, но эта секция также содействовала успеху знаменитого Porsche 917 — необычные легкие, но хрупкие рамы часто ломались, к примеру, на бетоне трассы Florida City Circuit, поэтому понадобилось создать более тяжёлую, но более прочную альтернативу.
917 оказал большее влияние, чем может показаться. Практически, в конце 60-х годов случился первый серьезный сдвиг в скорости гоночных автомобилей — 917-я модель была способна разгоняться до трехсот с лишним километров, поэтому была создана еще одна 2,5-мильная скоростная трасса, названная "Can-Am".